Редактор газеты - Анна Рауд
[RSS]
Приветствуем Вас Гость

ГлавнаяРегистрацияВход




Меню сайта
Разделы новостей
Новости [404]
Юмор [60]
Стихи [34]
Спорт [29]
Это интересно [594]
На злобу дня! [97]
Наше творчество [65]
Поздравления [62]
Советы [50]
Всерьез о серьезном [81]
Объявления [115]
Чего почитать, посмотреть, послушать [16]
Зеленая волна [15]
Нач. школа [3]

Главная » 2012 » Февраль » 2 » Полет "Чайки"
Полет "Чайки"
16:13
Вчера ездил в Таллинн на спекталь "Чайка" по мотивам одноименной пьесы Антона Павловича Чехова. Почему "по мотивам"? Да потому, что в постановке было множество нововведений, которые в пьесе отсутствуют. Находка режиссера, проще говоря.

Билеты достались бесплатно. Надо было заплатить лишь 9 евро за дорогу. Учитывая, что только поездка "туда" стоит 10 евро, предложение было более чем выгодное, поэтому я еще и Яну с собой взял. Обновляем культурную программу, так сказать.

Брал с собой камеру, однако ни разу её не достал. Не до того было, да и не хотелось мешать артистам звуком щелканья затвора.

Когда приехали, оказалось, что у нас еще целых два часа свободного времени. Нам выдали билеты, а потом отпустили на все четыре стороны. Условие - вернуться к семи вечера, когда начинался спектакль. 

Действие пьесы началось еще в коридоре перед залом. Сначала распорядитель долго выставлял нас, зрителей, чтобы мы не мешали перемещениям актеров. 

Данная часть, вступление, как раз является той самой "находкой режиссера". В оригинале этого момента не было. В принципе, причина для его создания проста - раскрыть глубже героев, качественнее познакомить их со зрителем.

Они разговаривали, бегали по лестницам, взывали к небесам и обращались к нам, смотрящим на это буквально впритык, с двух метров. Идея - разговор героев перед выступлением. Все их характеры и взаимоотношения были частично раскрыты уже здесь, до зала. В принципе, оригинальный ход. И, замечу, весьма хорошо поставленный.

Затем нас все-таки пустили в зал, который оказался очень маленьким, человек на 50 от силы. По сути, это - подсобное помещение. Год назад в нем проходила встреча от Энтрума с Александром Ивашкевичем. Для выступления там повесили две ширмы, сходящиеся в центре под углом друг к другу, отчего импровизированная сцена становилась треугольной. Действия происходили то на этом пятачке, то за одной из ширм, которые герои убирали в процессе игры сами, придавая своему действию естесственую окраску.

Когда мы зашли, часть героев уселась прямо рядом с нами, на зрительских местах. Начало пьесы поставлено как "спектакль внутри спектакля", показывалась постановка молодого дарования Константина, посмотреть на которую пришли все основные герои. Внутренний спектакль продолжался от силы минут 10, весь он состоял из монолога главной героини Нины, перспективной актрисы, мечтающей о большой сцене. Пока она произносила свою вдохновленную речь, зрители-актеры переговаривались между собой, смеялись. Странно было это слышать, когда вот так сидишь, полглощенный действием, а тут справа доносится сдавленный смешок. Смотришь возмутительно, мол, кто это посмел тут ржать в неподходящее время, а это актер. Ну хорошо, ему можно.

Не дав закончить героине свой дивный монолог, мама постановщика внутреннего спектакля, Кости Треплева, Аркадина заявляет, что все это вздор и бред, что это не новое дыхание сцены, а какой-то декадансовый маразм. Костя вбегает на сцену, начинаются разборки. Собственно, здесь и начинается сама пьеса.

В течение первого акта, длившегося, к слову, целый час сорок минут, герои общаются, ругаются, делают поспешные выводы и даже пытаются застрелиться. Всех их отличает одна особенная черта - они любят не того, кого надо. По принципу паровозика - Саша любит Машу, а Маша - Андрея, а Андрей - Зину, а Зина не любит, она занята вышиванием... Имена я сейчас взял наугад, не подумайте, что описываю конкретно героев. :)

Выбиваются из общей круговой поруки два героя - Тригорин, популярный писатель, бесхарактерный человек, которого больше волнует то, сколько рыбы он поймает следующим утром, чем реальная жизнь. И дядя Кости, старичок с тростью, который, казалось, вообще не у дел, однако привносит в пьесу весьма заметный колорит. Кстати, актер, который его играет, само собой, уже пожилой мужчина, правда с наклеенными усами и бородой. Но вот седая растрепанная шевелюра явно принадлежит самому актеру. И я полностью восхищен этим актером, имени которого не знаю. Он умудряется даже смеяться натурально - а это даже не каждый профессиональный актер может. 

Трагедия жизни героев проста и понятна, однако поначалу не совсем понимаешь, к чему тут вообще чайка, которая светится в названии, а так же была выброшена на сцену в виде чучела убитой птицы посреди первого акта.

И вот тут становится понятнее. Нина Заречная, та самая перспективная актриса, мечтает о большой сцене, стать похожей на маму Кости Треплева, которая уже давно известна и богата. Костя влюблен в неё, но, как я уже упоминал, взаимности не дожидается: Нина влюблена в безвольного Тригорина. В порыве чувств как раз Костя и бросает к её ногам чучело убитой им чайки, а потом, после его ухода, появляется Тригорин, который рассказывае Нине о том, как ему все надоело, какой пустой стала его жизнь. Вдруг, посреди диалога, он замечает мертвую птицу под стулом и тут же записывает в блокнот увиденный образ - чтобы потом "вставить в небольшой рассказик". Разговор с Тригориным и поступок Кости глубоко задевают мысли Нины, она решает бросить все и рвануть в Москву на поиски славы и успеха. Как видите, Костя своими руками закопал возможные отношения с Ниной.

Поскольку весь первый акт касался лишь развитию отношений героев, результат этих переговоров и решений показали лишь после антракта, во втором акте.

Костя стал успешным писателем, как и хотел. У него свой кабинет, он теперь серьезный молодой человек. Он в курсе, что Нина-таки закрутила роман с Тригориным, родила ребенка от него, который, однако, умер, после чего Тригорин ушел от неё. Жизнь Нины фактически загублена, хотя успеха на сцене она все-таки добилась.

Второй акт обставлен как возвращение героев спустя два года на место действия первого акта. Они рассуждают о том, что произошло, делятся мнениями. Никто из них не изменился особо, кроме Треплева и его дяди. Последний просто избавился от трости и перебрался в инвалидное кресло.

Как только Костя остается один, заявляется Нина, завернутая во все траурное. Она пустым и безжизненным голос рассказывает, что с ней творится, постепенно срываясь на крик. Косте удается её успокоить, уложить на диван спать, ведь она устала с дороги. Вроде бы все хорошо, однако внезапно из дальней комнаты слышится голос Тригорина и Аркадиной. Нина вскакивает и порывается бежать, уезжать отсюда немедленно. Костя умоляет остаться, ползает на коленях, но Нина неумолима. Она свой выбор уже давно сделала. Сначала Треплев долго ходит по своему кабинеты, приводит в порядок стол, рвет свежую рукопись. Он в раздумьях. Затем он уходит из зала. 

Остальные герои собираются в кабинете, садятся играть в лото. Дядя в коляске сидит, опрокинув голову так, что непонятно - спит он или уже умер. Герои пару раз откликают его, однако никакой реакции не видно. 

Внезапно из коридора раздается хлопок. Доктор-окушер, любимец женщин, говорит, что, наверное, это его очередная склянка взорвалась. Он уходит, возвращается со словами "Да, склянка с эфиром взорвалась" (очень символичное высказывание), потом берет одного из героев под руку и уводит на разговор. Они садятся на первый зрительский ряд, обмениваются парой реплик, а потом доктор поворачивается к нам, зрителям, и тихонько просит увести Аркадину, так как её сын, Константин Треплов, только что застрелился. На сим свет погас и спектакль закончился.

Поступок Треплова поначалу рассматривается как отчаянный шаг человека в глубокой депрессии, однако потом начинаешь понимать, что это был продуманный шаг. Костя просто освободил свой дух от бренной оболочки, от всего, гнетущего его здесь, а в частности - и от любви. Я не зря добавил в скобках про символичное высказывание - действительно, взорвалась лишь оболочка духа его, высвободив "эфир". "Не вынесла душа поэта", как говорится.

Чайка же летает сама по себе, не смотря на невзгоды. Во втором акте Нина постоянно отождествляет себя с чайкой, она все рвется улететь. По сути, название пьесы - это лишь второе имя Нины Заречной. Однако, чайкой её все-таки сделал Костя. Вот такие последствия необдуманного и сверхэмоционального поступка Треплева.

Игра актеров была неоднозначна. Сложно сказать, обусловлено ли это было их навыками, или же спецификой пьесы, или же вообще указаниями режиссера, однако факт налицо - некоторые из них были до жути натуральны, даже в те моменты диалогов, которые в реальной жизни выглядят всегда наигранными. Другие же производили впечатление актеров средней руки - даже когда они выдавали серьезный монолог, полный всяческих эмоциональных всплесков, чувствовалось, что они читают текст по памяти, а не говорят от души. Когда все выходили на поклон, опять же заметно было, что у половины актеров горят глаза от действия, от благодарности публики, другая же половина скучно смотрела на нас, как бы говоря: "Ребят, завязывайте хлопать, мы домой хотим".

Впечатлили два второстепенных героя, парень с девушкой, которые прислуживали главным героям. Они обвязывали чемоданы, сыпали конфетти на их головы и т.д. Они же объявляли антракт, они же начинали второй акт. Веселые и беззаботные, они вдвоем производят впечатление единственных героев на сцене, которые полностью довольны своей жизнью, и завтрашний день для них такой же безоблачный, как и вчерашний.

Пьеса произвела впечатление. Не такой сильное, после которого неделю ходишь, думая о смысле жизни, но и не такое слабое, чтобы забыть о ней через 10 минут после выхода из театра. То, что надо, проще говоря. Золотая середина.

Если у кого есть возможность смотаться в Таллинн, советую сходит на неё. Действительно, не пожалеете. Не смотря на довольно большую длительность (шутка ли, два с лишним часа непрерывного действия!), не устаешь, не начинаешь зевать и не думаешь о зря потраченном времени. Оно того стоит.

P.S. Забыл сказать - пьеса показывается в Русском Драматическом театре. Не перепутайте. :)


Прикрепления:
Категория: Это интересно | Просмотров: 768 | Добавил: exnce | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Design is edited by AlMaster Design © 2024

Сайт управляется системой uCoz