Эволюция системы образования в Швеции стремилась передать возможность
школам самим изменять свою "под-систему" и создавать каждой школе
отличные от других условия. Но все же можно выделить основные принципы
и правила установившемся в Шведском государстве.
Учебный год равен 40 неделям и делится на два полугодия, которые в Швеции принято называть осенним и весенним. Отклонения от почасового плана занятий допускаются при необходимости подстроить процесс обучения под учащихся, не способных усвоить материал в соответствии с учебным планом. Такой процесс обучения называют адаптированным. И влияет, как утверждают учителя - крайне положительно. Хоть ученики проходят темы дольше, но не переходят к новой пока не достигнут результат.
Учебный год должен насчитывать по меньшей мере двенадцать каникулярных дней. Учебная неделя охватывает пять дней, с понедельника по пятницу. Решение о продолжительности учебного дня школы принимают самостоятельно.
Государством выделяются средства на научные исследования и разработки, на повышение квалификации преподавателей, на организацию специальной помощи учащимся с отклонениями в умственном развитии (спец. школы или спец. подготовка учителей) и для ряда гимназий, не входящих в систему государственных.
Учебники и другие школьные принадлежности предоставляются учащимся школ бесплатно. Бесплатными школах являются также школьное питание и школьный транспорт. Учащиеся школ в некоторых случаях оплачивают учебники и другие учебные пособия, остающиеся в их пользовании по окончании срока обучения
Всем учащимся в возрасте от 16 до 20 лет, завершающим среднее образование в одной из гимназий или так называемой высшей народной школе предоставляется финансовая помощь. Финансовая помощь предоставляется в форме основной суммы, являющейся продолжением детского пособия и выплачиваемой всем учащимся по достижении ими 16-летнего возраста, и дополнительной суммы, выплачиваемой нуждающимся в размере затрат в период обучения и ежедневных поездок.
9-летняя обязательная школа и следующая за ней гимназия являются общеобразовательными с совместным обучением мальчиков и девочек. Учебный план 9-летней школы и учебный план гимназии являются едиными во всей стране.
Школы в Швеции могут быть государственными, муниципальными или альтернативными. Около 98% всех учащихся посещают муниципальные школы.
Каждая муниципальная школа самостоятельно решает вопрос о структурной организации, о формах преподавания, размере классов и т.д. Обычно учащиеся автоматически переходят в следующий класс. Но, директор школы имеет право оставить ученика на второй год. Также директор имеет право принять решение о переводе способного учащегося, с согласия родителей, в следующий класс в течение учебного года.
Количество альтернативных школ в Швеции относительно невелико.
Нередко работа таких школ строится на принципах определенных методах обучения. Имеется также ряд альтернативных школ с углубленным изучением религии. Учащиеся имеют право выбрать альтернативную школу для получения обязательного образования, если школа приравнена к обязательной.
Гимназические звенья постоянно реформируются и изменяются. В основном гимназии являются муниципальными. Гимназии отличаются определенным направлением (схоже с нашими реальными и гуманитарными направлениями, но в Швеции сущесвуют также сельскохозяйственные, лесоводческие, садоводческие и экономические гимназии)
Как вывод, можно сказать, что система образования Швеции схожа с нашей, но в ней сущесвуют полезные и правильные решения для воспитания в детях пунктуальности и выбора направления на будущую специальность еще со школьных парт.