29 декабря 2009 года Нарвская пианистка Александра Оленина дала сольный концерт в театре Эстония, в Таллинне. В воскресенье вечером, накануне первого сольного выступления Александры, в перерыве между репетициями я взяла у неё небольшое интервью. Разговор с ней доставляет редкое удовольствие. Первое ощущение - невероятного обаяния, легкого и доброго остроумия, и в то же время - простоты: Александра, одна из ведущих пианисток нашего времени, ни секунды не важничает и не манерничает. Она готова поддразнить собеседника, но, похоже, делает это из артистизма, во имя игры, чтобы было веселей - и тут же бросает внимательный взгляд: не обидела ли? Конечно, нет - она очень теплый человек. Замечая, как на твоих глазах Александра заново формулирует не раз, наверное, обдуманное, понимаешь, насколько она серьезна.
- Вы всю жизнь играете. Что вы ищете в музыке?
- Я люблю музицировать с такими людьми, перед которыми мне не стыдно открыть свои чувства. Это очень важно - не стыдиться своих чувств. Музыка есть некий язык, в котором я могу себя выразить много полнее, чем в словах и в поведении.
- Как вы подходите к разучиванию новых произведений? Важны ли для вас душевные обстоятельства, в которых находился композитор в момент написания опуса?
- Дополнительное знание может чуть-чуть изменить исполнение, но не более того. Я думаю,
что композиция, как и любое творчество - это мир, куда талантливая личность может уйти. Хотя, быть может, это иллюзия и самообман. Но все равно, что бы ни происходило, композитор остается одаренным человеком. Например, я множество раз исполняла "Серенаду" Чайковского - я ее так люблю. И лишь совсем недавно я нашла в одной книге письмо, из которого следует, что создана она была в самый неплодотворный период его жизни - он просто переживал депрессию. Я даже была немного расстроена, потому что мне казалось, что в "Серенаде" весь Чайковский собран, как в фокусе. Так что далеко не всегда состояние композитора соответствует тому, что он пишет. То же самое порой происходит и с исполнителем: музыкант, чувствующий себя скверно физически и душевно, может дать яркий концерт - и наоборот.
- Что же для вас действительно важно?
- Сами нотные знаки: они говорят очень многое тому, кто умеет их читать. А уже потом не помешает что-либо знать. Да я и так, наверное, уже кое-что знаю, ведь учусь я в Таллиннском музыкальном училище, и вообще - живу, что-то слышу, книжки читаю.
- Как вы выбираете репертуар?
- Я очень люблю драматическую, романтическую музыку. Хотя, конечно, не меньше, чем Шостаковича и Шнитке. Я больше люблю играть "Чакону" Баха, чем его же сюиты, потому что это - сочинение, смотрящее далеко вперед по отношению к тому, чем была чакона в ту эпоху. Это музыка очень яркая, драматичная, романтическая, наделенная колоссальной энергией и в то же время это - настоящий Бах.
- Какие у вас отношения с современной музыкой?
- Очень ее люблю.
- Чем интересна современная музыка?
- Тем, что композитор живет в то же время, что и ты, дышит тем же воздухом, получает примерно ту же информацию, что и ты - порой просто слышишь слово, которое ни к чему не имеет никакого отношения, какую-то фразу. Из этого складывается некий организм.
На секунду задумываешься, доводит ли он мысль до конца?
- Когда ты живешь с композитором в одно время, путь к истине ближе?
- Может быть, те произведения Моцарта, которые нам кажутся менее удачными, на самом деле - потрясающие и изумительные, но та эпоха ушла, и какая-то категория ощущений в человеке исчезла. Жизнь все-таки идет. Оглядываясь лет на двести назад, ты это хорошо понимаешь.
Я не хочу выражаться примитивно, но ведь мы и правда сегодня не ездим по городу в каретах - их заменили машины. И если я хочу увидеть картину, я иду в музей. Во всяком случае, сегодня очень естественным выглядит то, что этот бум пошел на спад.
Неожиданно Александра говорит:
- А вообще-то я думаю, что если бы услышал тот же Бах ту же Чакону, которую играют современным смычком, с современными струнами, он был бы доволен, потому что ясно, что эта музыка - для большего зала и большего масштаба звучания. И если завтра будет изобретена скрипка, которая звучит в десять раз громче, она бы ему понравилась еще сильней: это заложено в музыке. Современному человеку нужна большая динамика: усредненность и в динамике - ужасная вещь. Когда-то еще в Москве Ростропович на репетиции гениально сказал: "Дорогие друзья, у нас сегодня на повестке дня борьба с меццо-фортизмом".
Время нашего интервью подошло к концу.
Перед тем, как вернуться на репетицию, Александра заключает:
- Старые композиторы были бы довольны тем, как сегодня играют их музыку. Композиторы всегда смотрят вперед.
Беседовала Ольга Осипова, 12В класс
Прикрепления: |