Т. и В.: Приближается День Учителя. С какими чувствами вы его встречаете? Для Вас это праздник? Л.А.: Для меня это очень приятный и возвышенный праздник!
Т. и В.: Помните ли Вы тот день, когда впервые переступили порог школы в качестве ученицы?
Л.А.: В качестве ученицы помню, т.к. хотела пойти в школу на два года раньше, когда пошла моя сестра в первый класс. Но меня не взяли, хотя я начала читать с 5 лет.
Т. и В.: А в качестве учителя?
Л.А.: Это произошло в торговом училище в 1979 году, я была учителем по торговой профессии. Мои ученики были моложе меня на 9 лет. По внешнему виду мы были с ними ровесниками, мне тогда было 25 лет.
Т. и В.: В качестве директора?
Л.А.: Директором я стала в 35 лет и тоже торгового училища в Нарве. 1989 год был единственным годом в Эстонии, когда директора выбирал коллектив. И мне пришлось пройти эту процедуру, меня выбирал коллектив, которому я благодарна до сих пор. Мы и сейчас встречаемся.
Т. и В.: Какие предметы были у Вас любимыми в школе? Какие давались нелегко?
Л.А.: Любимыми были математика и геометрия, хотя учитель была очень строгая. Не давалась химия, как в школе, так и позднее в техникуме. Я считаю с детства, что многое в знаниях учеников зависит от отношения к предмету самого учителя. Нет нелюбимых предметов, есть интерес к предмету или не- умение учителя пробудить у детей интерес к своему предмету.
Т. и В.: Директор - тоже учитель. Какой предмет преподавали Вы? Нравилось ли вам преподавать?
Л.А.: В своей большой педагогической деятельности у меня было много предметов по торговому делу. Позднее, когда экономическая ситуация менялась в Эстонии и мире, освоила экономику, предпринимательство. В институте экономики ещё преподавала предметы, связанные с туризмом. За свою педагогическую деятельность и в качестве директора, открыла 25 ученических фирм, в Доме детского творчества Бизнес-школу. Можно много ещё перечислять, но я бы в целом сказала, что мне нравится заниматься чем-то новым. Иногда кажется, что это невозможно сделать, а получается. Мне нравится осваивать новые методы обучения и продвигать их среди педагогов.
Т. и В.: Вы бывали в школах за рубежом. Что произвело на Вас самое больше впечатление?
Л.А.: Да, была много. Если перечислять, то лучше перечислять, где не была. Не была в школах Японии, но могу сказать о школах Востока, т.к. в школах Средней Азии была, называются медресе. Восточное образование направлено на духовное развитие ребёнка. Западное образование направлено на развитие демократии и самостоятельности ученика. В Эстонии образование имеет наследство от авторитаризма и уже несколько лет переходит на западный вариант. Учителя не все воспринимают однозначно эти перемены, но кто смог перестроиться и хорошие знания даёт демократичными методами, тот себя чувствует комфортно. Комфортнее и ученикам с таким учителем.
Т. и В.: Какой Вы бы хотели видеть школу завтрашнего дня? Л.А.: В оснащённых современными техническими средствами кабинетах учатся любознательные ученики вместе со своими интересными учителями.
Т. и В.: Представьте, что Вы волшебница. Какой подарок наколдовали бы учителям Солдинаской гимназии?
Л.А.: Новое, красивое, удобное здание школы.
Спрашивали ученицы 10 в класса Татьяна Шапурина и Владислава Казакова
Прикрепления: |