- Как вы садитесь за очередную книгу?
- По-моему, пишущие люди делятся на две половины: одни не знают, о чем писать, а другие не знают, когда они могут успеть написать все то, что хочется. Я принадлежу ко второй половине. В голове появляется само, а потом выбираю, как в магазине: если зарплата ограничена, ты будешь покупать что-то одно, потому что все сразу невозможно. Вот и я выбираю то, что хочется в данный момент.
- У вас есть любимые произведения из тех, что вы написали?
- Чудовищно банальный ответ: это все мои дети. Не знаю. Наверное, нет. Поскольку есть такое мнение, что больше всего любят первенцев, то лично мне внутренне дороже всего, наверное, первый сборник рассказов. Правда, я потратил на него всю первую половину жизни.
- Как вы начали писать?
- Так и хочется ответить: чернилами, ученической ручкой в тетрадке. Я написал об этом всем в книжке «Мое дело». Если совсем начал, то в 5 классе учительница задала написать стихотворение. Никто не умел, но я был очень старательным учеником, как получилось, так и написал. Наверное, с этого.
- Какие книги сами читаете?
- Разные. А еще тоже очень банально: я больше перечитываю, чем читаю, уже довольно давно. А из ранее нечитанного, в основном, это философия, история, мемуары и справочники. По-моему, это несравненно интереснее, познавательнее, содержательнее, чем беллетристика. Я часто повторяю цитату из Курта Воннегута «Колыбели для кошки»: «я никогда не мог понять, зачем люди играют в придуманные игры, когда на свете столько настоящих игр». Мне гораздо интереснее книги о реальных вещах, а не о придуманных. Перечитываю «Уроки истории», «Синтетическую философию» Спенсера, Историю ВОВ в изложении Суворова, Бешанова и Солонина.
- Часто школьники поздно приходят к чтению. Вы рано начали читать в собственное удовольствие?
- Когда в школе изучают историю классической литературы, школьники лишены живого чтения. Когда-то в старших классах для программы мы читали классику, а для себя - современную молодежную прозу из журнала «Юность». Сейчас происходит то же самое. Классика для школьника, мне кажется, не может быть живая. Это ушедший язык, ушедший материал, ушедшие персонажи, во многом ушедшая проблематика. После школы возвращаются к перечитыванию классики очень немногие люди, которые или подвигаются к этому в силу профессиональных причин, либо уже совсем немногие не просто интеллигентные, но и окололитературные по складу люди, которые в состоянии в это въехать.
Я думаю, что преподавание классической литературы в школе совершено необходимо, потому что без этого нет продления и воспроизводства культурной традиции, а без этого нет народа вообще. Но преподавание должно строиться не фарисейским образом, а живым, нормальным, чтобы не объявлять любого классика идеалом гармоничного человека. В классике были живые люди с массой пороков и недостатков, их тексты гениальны не во всех местах. Если школьник будет получать живое отношение к классике, то и относиться будет по-живому. Об этом отчасти в «Перпендикуляре» и написано.
- Кого из современных авторов, по вашему мнению, нужно включить в школьную программу?
- Сейчас мне трудно об этом сказать, потому что время многое расставляет по иным местам. На рубеже 19-20 веков популярнейшим русским писателем был Бабарыкин, он изобрел слово «интеллигент», а интеллигенция в благодарность стала презирать его и сделала все, чтобы он был забыт. В конце 19 века любимейшим поэтом у студенчества был Надсон, сейчас его знают только филологи. Так что я бы воздержался от рецепта. Поколения советских школьников воспитывались на «Как закалялась сталь», «Молодой гвардии» и «Повести о настоящем человеке». История нас рассудит. Посмотрим.
- Не предлагали ли вам включить ваши произведения в школьную программу? Хотелось бы, чтобы вы написали книгу о современной молодежи и для нее.
- Во-первых, я подозреваю, что о молодежи может писать только более-менее молодежь, вряд ли люди старше 38 лет. Чтобы писать для молодежи, люди должны молодежь хорошо знать. Я подозреваю, что мои книги должны приветствоваться скорее людьми молодыми, чем людьми старыми, как и все о жизни, и «Легенды Невского проспекта» должны быть вполне доступны молодежи.
- В чем проявляется недостаток среднего уровня культуры в настоящее время?
- Недостаток культуры всегда проявляется в глупости и хамстве, и наше время - не исключение.
Прикрепления: |