Время от времени можно услышать от учеников вопрос, зачем им нужен урок литературы, ведь они не собираются связывать свою будущую профессию и жизнь с этим предметом, да и вообще они не любят читать.
Если попробовать разобраться, в чем причина такого пренебрежительного отношения, то, наверное, первым делом можно назвать, на мой взгляд, даже не лень и не так называемую «нехватку времени» на чтение книг. Дело в том, что большинство учеников не хотят анализировать прочитанное, следовательно, не понимают смысла произведения; целей, которые преследовал автор при написании; книги их ничему не учат, а ведь поучиться есть чему. «Зачем тратить свое время на прочтение какой-то заведомо неинтересной книги и что это может мне дать? Ведь мне все равно это не пригодится! Это пустая трата времени!» - вот наиболее часто слышимые реплики.
Но так ли это? Действительно ли чтение литературных произведений нам ничего не даёт? Мне кажется, что чтение ничего не дает именно тем людям, которые не хотят или не умеют думать и чувствовать. Что может дать компьютер дикарю, живущему в джунглях?
Для подтверждения своей точки зрения я обращусь к повести Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Жители страны будущего (Америка через 500 лет), которая описана в этой повести, не читали книги, большинство которых были запрещены и чье хранение преследовалось законом. Но в то же время людей окружают машины. В их доме установлены огромные телевизоры, где показывают различные шоу, уши всегда заткнуты проигрывателями, в метро и на улице постоянно слышится реклама. В результате люди практически перестали думать о чем-то более важном, нежели материальное благополучие, они разучились общаться друг с другом, для них жизнь перестала что-либо значить: подростки, сбивающие своими машинами прохожих и сами гибнущие в автомобильных авариях, стали обычным делом. Эти люди практически перестали чувствовать и мыслить, и естественно, что все это привело к деградации их собственного духовного мира. Несмотря на материальное богатство страны, люди чувствовали себя несчастными, и их ненавидели жители остального мира.
«Наша цивилизация несется к гибели,» - сказал один из героев повести, профессор Фабер, и был прав в буквальном смысле, так как цивилизация в конце концов была уничтожена. Но если вчитаться в краткое описание мира Бредбери, то создается впечатление, что это описание нашего собственного мира. Не тревожный ли это знак?
Я считаю, что книги заставляют человека думать, рассуждать, фантазировать, переживать за героев – а это богатство, доставшееся именно человеку, а не какому-либо другому живому существу. Но человек больше всего на свете боится именного этого богатства.
Уроки литературы прививают нам привычку читать и анализировать прочитанное. Именно эти уроки учат нас обращаться с главным наследием человечества – книгами, учат пользоваться богатством, которым обладает человечество. Именно на этих уроках формируется наше мировоззрение, развивается духовный мир, возможно, впервые начинают задаваться самому себе философские вопросы. Книга может помочь в трудную минуту, дать ответ на интересующий вопрос, и я говорю отнюдь не об информации, которую нам может предоставить, к примеру, какой-нибудь справочник. Но без уроков литературы очень трудно найти этот ответ, так как то, что на поверхности, лишь незначительная часть, а чтобы смотреть вглубь, нужно этому учиться.
Нужны ли уроки литературы? На этот вопрос каждый должен отвечать сам для себя, но очень жаль, когда люди сами себя лишают чего-то очень важного.
Полина Иванова, 12В
Прикрепления: |