«И не спрашивай потом, почему тебе три!!!!» - разъяренно «объяснил» учитель ученику, который так и не понял, почему за вполне хорошо написанную работу его так низко оценили. Знаете, наверно в каждой школе, нет, вообще в каждом учебном заведении висел и висит страшный и всем надоевший вопрос о том, с каких небес берется несправедливое оценивание и где она, та самая система критериев, по которым должны оценивать любую работу. Странное дело, эти баллы. Если некоторым преподавателям задать вопросы, которые написаны выше, они по привычке посмотрят на тебя, как на идиота, и отвертеться фразой, типа: «А вот, как же! Для кого я баллы на доске пишу, а? Вот видишь, пятерка с 31 балла до 42, видишь, да? Пф…». Это все очень здорово, действительно удобно, когда есть баллы, тем более, что учителя – тоже люди и иногда ошибаются, например, если случайным образом они ошиблись в подсчете баллов и в результате это повлияло на оценку. Ни для кого не будет проблемой пересчитать цифирки, написанные красной пастой, и поговорить с учителем. А теперь задачка на извилину: у Маши и Светы правильно выполнено одно и то же задание, только вот у первой стоит 5 баллов за него, а у второй – всего 1 балл? Вопрос: где здесь логика? И где опять-таки система оценивания? Почему, когда ученик подходит с подобными работами к учителю и задает логичный вопрос, учитель только поджимает губы и буквально фыркает что-то невразумительное? Вопрос, вытекающий из предыдущих: неужели учителя специально занижают кому-то оценку из-за собственной неприязни к нему? А еще очень интересно было бы знать, как вообще оцениваются работы, например, по литературе или истории, где нет вариантов ответа, а нужно исписать 4 тетрадных листа в погоне за правильным изложением правильного ответа. Ответ считается неправильным, если примененное слово показалось проверяющему неуместным? Кто-нибудь скажет: «Ой, да брось ты, не расстраивай нервы учителям» (хотя нервы учителей – это уже отдельный масштабный разговор), а ученикам, значит, можно убивать нервные клетки. И можно подумать, что от работы, которую наши знатоки сами не захотели оценить по достоинству, они будут рвать на себе волосы. Я бы с облегчением вздохнула и пошла бы пить кофе, если бы на этом вся проблема закончилась. Однако, к сожалению остывшего кофе, это далеко не все. И, как выражается один учитель, это были цветочки. Насколько я поняла, есть такое понятие среди педагогов, которое, если написать девизом, будет звучать так: «Больше знаний, меньше волнения об оценках – вот она, справедливость!». Объясняется это таким образом, что учитель специально занижает оценку старательному ученику, зная, что тот может сделать больше, и поэтому наставник таким простым способом стимулирует дите ломать зубы дальше о гранит науки… до того момента, пока почтенный сенсей не решит, что его послушник приобрел достаточно знаний в нужной сфере и этим оправдывает более высокую оценку. Вот тут-то и вскакивает коварный вопрос: а как учитель решит за ученика, что он уже достаточно проинформирован по теме? Я боюсь и не хочу делать для себя аморальное открытие, что все наши учителя – телепаты и ясновидящие (или я все-таки угадала?). Конечно, как опять-таки скажут школьные авторитеты, все проверяется путем опросов, тестов, контрольных и т.д., но, не каждый из них задумывается о том, что не каждый ученик – блестящий оратор, который, как звезда в американском шоу-бизнесе, отчеканит все-все-все из своей головы по волнующему вопросу, и не каждый, как Дарья Донцова – пользуется сверхпопулярностью благодаря тому, что он написал. И хоть это и будет звучать как оправдание, существует множество других проблем(в пример можно привести даже неуверенность ученика в собственных силах), которые мешают ученикам получить стоящую оценку, несмотря на то, что материал действительно изучен. А учителя иногда ведут себя так, как будто сами никогда не учились, якобы не знают и не хотят знать о человеческом факторе. Но самое страшное приходит тогда, когда учитель будто бы стал одержим от идеи заставить ученика знать больше, воплотить которую у него с успехом получается. А ученику, которому уже пора вставлять искусственную челюсть, и вовсе не остается выбора, как ходить, пусть даже на каникулах, и молить о повышении оценки. И тогда, возможно, учитель снизойдет до сего потерянного существа и, зевая, посматривая одним глазом, нарисует что-то в листе оценок. Все это я веду к тому, что очень часто наши учителя слишком требовательны к ученикам, но не поощряют работу(если она действительно стоит того) оценками, что накладывает мрачный отпечаток на мнение о самом учителе, а также на аттестат с не удовлетворяющими троечками, из-за которых у ученика будут проблемы с поступлением в ВУЗы. Может, некоторые учителя считают это правильным, утешаясь, что знания у ученика все-таки есть, а если есть знания, то и добиться чего-то возможно. Только вот ученикам-то обидно, когда с таким кошмарным аттестатом приходится еще проделать массу трюков, дабы завлечь внимание и поступить куда-либо, в то время как его сверстники из другой школы, не отличающиеся накачанными извилинами, но с красивыми итоговыми оценками могут расслабиться, т.к. они уже проходят конкурс и место в высшем учебном заведении им обеспечено. Не хотелось бы указывать на каждого пальцем, и я думаю, те учителя, которых это действительно касается, поняли, о чем шла речь в этой статье(тем более, что список получился бы довольно-таки большим).
А хотелось бы все-таки видеть прозрачную систему оценивания предметов, даже если это сложно (опять-таки, если говорить о таких предметах, как литература),а также хочется желать, чтобы учителя смотрели не на личность ученика, а на его успеваемость.
Валя Ш, которая на месте учителя не стала бы «накручивать» себя, но и не бежала бы от правды
Прикрепления: |