Служебный роман
Знакомство Федора Михайловича с его будущей женой произошло, по сути, из-за денег. Достоевский, находясь в безвыходном материальном положении(он заложил ростовщикам за копейки буквально все, что только мог, и даже свое ватное пальто и, тем не менее, за ним оставались срочные долги в несколько тысяч рублей), подписал с издателем Стрелловским фантастически кабальный контракт, согласно которому он должен был, во-первых, продать ему все свои уже написанные произведения, а во-вторых, написать к определенному сроку новое. Главным же пунктом в контракте была статья, согласно которой в случае непредставления, как писал Достоевский, «нового романа к сроку, волен он, Стрелловский, в продолжении девяти лет(!!!-Ред.) издавать даром и как вздумается все, что я напишу безо всякого вознаграждения». Несмотря на кабальность, контракт дал возможность Достоевскому расплатиться с наиболее агрессивными кредиторами и сбежать от остальных за границу. Но после возращения оказалось, что до сдачи нового романа в полторы сотни страниц остался месяц, а у Федора Михайловича не написано ни строчки. Друзья предложили ему воспользоваться услугами «литературных негров», но он отказался. Тогда они ему предложили ему пригласить хотя бы стенографистку, которой и была юная Анна Григорьевна Сниткина (по матери-шведке - Мильтопеус). Роман «Игрок» был написан (вернее, продиктован Сниткиной) за 26 дней и сдан в срок!!! Причем при обстоятельствах опять же экстраординарных – Срелловский специально уехал из города, и Достоевскому пришлось оставить рукопись под расписку приставу части, где проживал издатель. Достоевский же сделал юной девушке (ей тогда было 20 лет, ему-45) предложение и получил согласие.
Изданные Анной Григорьевной «Бесы» вместо предложенных издателями 500 рублей «авторских» принесли семейству Достоевских 4000 рублей чистого дохода. И можно смело сказать, что 3500 рублей из них заработала Анна Григорьевна. При этом она не потратила на себя (при давно уже «проеденном» рулеткой и кредиторами приданном) ни копейки. Как она мимоходом заметила в своих воспоминаниях, «это позволило заплатить наиболее срочные долги» (которые, добавим, сама же Анна Григорьевна, выражаясь современным языком, реструктуризировала). В дальнейшем она не только самостоятельно издавала и продавала книги своего мужа, но и занималась, как бы сейчас сказали, оптовой торговлей книгами других авторов, нацеленной на регионы. Сказать, что Федору Михайловичу бесплатно достался один из лучших менеджеров его современности, - значит сказать полправды. Ведь этот менеджер еще и беззаветно любил его, рожал детей и терпеливо вел за копейки (отдавая кровно заработанные тысячи рублей чужим фактически кредиторам) домашнее хозяйство. Кроме того, все 14 лет замужняя Анна Григорьевна еще и бесплатно работала у своего мужа…правильно, стенографисткой.
В 1918 году, в последний год ее жизни, к Анне Григорьевне пришел начинающий тогда композитор Сергей Прокофьев и попросил сделать в его альбом, «посвященный солнцу», какую-нибудь запись. Она написала: «Солнце моей жизни — Федор Достоевский. Анна Достоевская...»
http://forum.theprodigy.ru/index.php?board=24;action=display;threadid=12187
Прикрепления: |